Уроки развития речи

                Работа со аудиозаписью.

Сейчас  вы прослушаете замечательное музыкальное произведение П.И.Чайковского Весна. Март. Песня  жаворонка , попытайтесь представить весенний пейзаж.

– Подумайте, как композитору Чайковскому  удаётся передать картины весны? (Темп, ритм, музыкальные инструменты и т. д.).

– Что вы видите, когда слушаете музыку? Какие образы представляете вы? (Весенний лес, бесконечная равнина, остатки снега, слышится звон колокольчика и т. д.).

– Меняется ли ваше настроение? Почему?

Прием «Озвучивание немого кино»

Посмотрите видеоролик  и озвучьте его.



Урок русского языка в 9 классе « Подготовка к сочинению  на основе восприятия близких по тематике картин  И.И.Левитана «Вечерний звон» и Г.А.Травникова «Над Исетью», «Над простором».

Цели урока:
Обучающие:  научить писать сочинение на основе восприятия близких по тематике  картин; научить свободнее и последовательнее излагать  мысли.
Развивающие:  учить строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме;  учить находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания; совершенствовать связную устную и письменную монологическую речь; развивать творческие способности учащихся;  расширить кругозор; развивать  интерес  к слову.
Воспитательные: способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств, воспитывать эстетический вкус; воспитывать любовь к Родине.
Ход урока:
Оборудование:
компьютер, презентация, репродукции картин И.Левитана «Вечерний звон», Г.Травникова «Над Исетью», «Над простором», «Село Острова».
Организационный момент:
Самоопределение к деятельности:
Слайд 1. Сегодня мы попытаемся освоить довольно трудный вид работы – сочинение-сопоставление  картин пейзажно-бытовой живописи. Тема нашего урока – подготовка к сочинению на основе восприятия близких по тематике картин  И.И.Левитана «Вечерний звон» и Г.А.Травникова «Над Исетью», «Над простором».
Слайд 2. Что вы должны знать, чтобы научиться писать сочинение по картине?
(жанровые особенности пейзажно-бытовой живописи, идейное своеобразие, особенности композиции картин)
уметь?  (составлять план сочинения, составлять текст сочинения по картине)
Слайд 3. На слайде вы видите задачи нашего урока.
 Актуализация знаний.
Слайд 4-6.
Перед вами картины И.Левитана и Г.Травникова. Скажите, что вы чувствуете и о чем думаете, когда смотрите на эти картины? Что их объединяет?
(Картины объединены одной темой. На них изображены уголки патриархальной Руси с ее старыми домиками, переулками, церквями. Настроение спокойствия, умиротворенности, ощущения светлой радости бытия заставляет думать о земных радостях, о тишине, о Родине).  
 Вопросы для восприятия материала.  
 Пользуясь ссылкой http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e1fc190d-f702-4d8f-a04c-b18c036f93da/Levitan.Vechernijzvon.jpg , рассмотрите картину И.Левитана «Вечерний звон».      
Пользуясь ссылкой http://www.travnikov.ru/al-kurm/kurg-m10.jpg  , рассмотрите картину Г.Травникова  «Над простором».
Пользуясь ссылкой http://www.travnikov.ru/al-kurm/kurg-m22.jpg , рассмотрите картину Г.Травникова «Над Исетью».
Еще раз внимательно рассмотрим картины.  Работаем в группах. Обсудите вопросы и выскажите свое мнение.
- Как художник сумел пробудить у нас светлое, радостное, умиротворенное настроение?
- Какие краски используют художники, чтобы пробудить в нас светлые, радостные  чувства?
(Светло-синяя гамма постепенно переходит в серебристо-серые, серовато-белые и розовато-желтые тона. Такое сочетание цветов передает общую гармонию и спокойную атмосферу. В картинах присутствует солнечный свет, который играет на куполах церквей; он и создает радостное настроение).
- Как вы думаете, изменился бы настрой картины, если бы художники использовали другие цветовые тона?
- Что, прежде всего,  привлекает вас в картинах?
- Удалось ли художникам передать свежесть и красоту родной земли?
- Какое значение имеет образ церкви в картинах?
- Изменилось ли ваше настроение после общения с этими произведениями искусства?
- Передалось ли вам ощущение спокойствия и радости от восприятия этих картин?
            Слайд 7. 2. Работа с синонимическими средствами проводится в целях устранения речевых ошибок (повторов).
Задание:  
Прочитайте слова каждого ряда. Объясните разницу в значении слов и словосочетаний. С каждым составьте словосочетания или предложения, используя эпитеты, метафоры или другие средства выразительности.
1). Картина, холст, художественное (живописное) полотно;
2). Шедевр, творение мастера, создание мастера, работа художника, произведение      искусства;
3). Художник, живописец, мастер, мастер кисти, автор картины, создатель картины;
4). Нарисовать, написать, изобразить, выполнить, выразить, воплотить, представить.
Индивидуальное задание: Исправьте текст, заменив повторяющиеся однокоренные слова синонимичными.
(Эта картина необычна. На картине изображена природа средней полосы России. Художник любуется красотой лесной стороны. Художником использованы сочные, летние краски.)
Слайд 8. Подготовка к сочинению по картине. Чтобы научиться сопоставлять картины, мы с вами побеседуем и поразмышляем над особенностями пейзажно - жанровой живописи и над особенностями композиции картин.
Задание первой группе:  Обратите внимание на композицию картин.
 (Передний план с природой, домиками обывателей продуманно организован и легко обозрим. Но жизнь, изображаемая художниками, не исчерпывается ее будничными проявлениями. Рядом с дощатыми сараями («Над простором» Г.Травников), проселочной дорогой («Село Острова»), заборами, рекой, пожелтевшими  кустами («Над Исетью»), темным берегом, лодками, плотом (И.Левитан «Вечерний звон») сверкают белизной своих стен церкви, высятся купола их колоколен. И над всем этим царит бездонное голубое небо).
Задание второй группе:  Опишите более подробно второй план картин.
 (Сквозь  зелень и желтизну деревьев мы видим дощатые сараи, покосившиеся от времени, бревенчатые подпорки упавшего забора на берегу, темный берег. Серый, коричнево - бурый, тускло-желтый цвета подчеркивают белизну церквей и колоколен. Пирамидальные колокольни увенчаны золотыми куполами-луковками. На картинах Г.Травникова «Над Исетью» и «Над простором» крыша колокольни представляет собой конус с тремя ярусами узких длинных окон. Величественная белокаменная церковь возвышается на ярко-голубом небе. Художник старался соединить церкви с тоном неба и колоритом зелени. А сероватый, коричневый цвета по тону приближаются к тону зелени, травы, деревьев. Легкая воздушная дымка, голубоватые и жемчужно-серые тени, чистый рассеянный солнечный свет, скользящий по поверхности архитектурных сооружений смягчают четкость объемов,  строения вписываются в пространство. Чтобы добиться общей гармонии и передать воздушную атмосферу, художники ограничивают себя в выборе колорита, используя в основном спокойные светлые тона)
Задание третьей группе:  Картины относятся к пейзажно-бытовому жанру. Докажите это.
(В картинах изображены жанровые моменты, но в то же время  и пейзажные зарисовки. Именно пейзаж, естественная природа, которая окружает человека в его повседневной жизни, играет в произведении определяющую роль, создает настроение безмятежного спокойствия и радости бытия. Жизнь людей гармонично связана с природой; красота церквей и колоколен помогают почувствовать, воспринять красоту жизни).

Слайд 9. Словарно-стилистическая работа.
1.      Образуйте родственные слова от слова быт и составьте с ними словосочетания.
2.      Составьте различные словосочетания со словом настроение.
3.      Подберите синонимы к слову патриархальный.
4.      Подберите синонимы к слову архитектурный и составьте с ними словосочетания.
5.      Объясните по словарю значение следующих слов и словосочетаний: панорама, фасад, капитель, портик, ампирный стиль.
Ребята, вам было дано задание: пользуясь ссылкой http://elschool45.ru/user/filesedit.php,  скачать глоссарий к уроку. Используйте  материал для работы.
6.      Объясните разницу между словами: церковь, храм, собор, монастырь, колокольня, звонница. Составьте с ними словосочетания.
7.      Составьте словосочетания со словами: гамма красок, гармония, тон.
Слайд 10. План сочинения.
Задание:  Продолжите ряд подходящих определений (рабочие материалы), раскрывающих понятия (что наблюдаем). Ученики работают в рабочих листах.
  Что наблюдаем                      Рабочие материалы
Осень                                   Золотая, спокойная, богатая оттенками цветов, торжественная
Настроение                                Умиротворенное, спокойное, радостное
Деревья                              Желтые, золотые, разноцветные, словно пропитанные солнцем,   зеленые
Травы                             Зеленые, желтые, желтовато-коричневые, серые
Небо                                            Голубое, светло-голубое, лазурное, синее, с легкими белыми облаками
Река                                   Синяя, темная, голубая, светлая вдали;
 Берега реки                 Берега обрывистые, рыжеватые, желтовато-коричневые
Воздух                                 Бесцветный, прозрачный, чистый
Церкви                                 Белокаменные, величественные, золотые купола
Слайд 11. На слайде вы видите рабочие материалы, раскрывающие понятия. Добавьте данные в рабочий лист.
Слайд 12.
План сочинения. Составление плана сочинения. Обсуждение вариантов, предлагаемых учениками, работающими в группах.
I.       Вступление. Жанровые особенности пейзажно-бытовой живописи.
II.      Художник, очарованный патриархальной Русью.
1.      Что общего в картинах.
2.      Краски и гамма цветов у И.Левитана.
3.      «Говорящие» краски Г.Травникова.
4.      Архитектурное богатство.
5.      Настроение, созданное художниками цветовой гаммой.
III.     Вывод. Гармония жизни человека и природы.
Слайд 13. Итог урока. Рефлексия.
Сегодня на уроке мы попытались сопоставить картины близкие по тематике. Мы убедились, что по содержанию и средствам художественного выражения картина имеет большое развивающее и воспитательное значение. В процессе работы над сочинением вы учились свободнее и последовательнее излагать свои мысли, развивали интерес  к слову, расширяли словарь, пытались сделать свою речь с более эмоциональной. Я предлагаю вам составить синквейн (с франц.- пять строк) по теме нашего урока.
Алгоритм написания синквейна.
1строчка. 1 существительное (тема).
2строчка. 2 прилагательных.
3строчка. 3 глагола.
4строчка. Фраза из 4 слов, пословица, поговорка, фразеологизм.
5строчка. 1 существительное (новое звучание темы, синоним темы, эмоциональная точка).
Примеры синквейна:
1.     ГАРМОНИЯ
БЕЛОКАМЕННЫЕ ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ
ИЗОБРАЖАТЬ, РИСОВАТЬ, ВЖИВАТЬСЯ
ОЧАРОВАНИЕ ПАТРИАРХАЛЬНОЙ РУСЬЮ
ПРИРОДА

Слайд 14. Домашнее задание предлагается на выбор:
1). Написать сочинение-описание по одной из картин;
2). Написать сочинение-описание по одной из картин  Г.А.Травникова;

3). Написать сочинение-рассуждение «Свет моей души…» (на основе восприятия      картин на пейзажно-бытовую тему).

1 комментарий:

  1. Спасибо, Ирина Александровна за материал. Очень пригодился в работе.

    ОтветитьУдалить